Постановлением судьи Чудовского районного суда Новгородской области от 22 апреля 2019 года, Картыжев Ю.Д. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей по ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ.
Считаю, что судом первой инстанции в полной мере не исследованы фактические обстоятельства дела, вина Картыжева Ю.Д., в инкриминируемом ему правонарушении, не установлена и не доказана, постановление по делу вынесено с нарушением действующего законодательства.
Судом первой инстанции было установлено, что 31 марта 2019 года Картыжев Ю.Д., находясь дома разместил в сети «Интернет» в открытом доступе две записи с информацией в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность и выражает явное неуважение к обществу, государству, органам, осуществляющую государственную власть в РФ.
Полагаю, что в действиях Картыжева Ю.Д. отсутствует состав административного правонарушения, поскольку граждане имеют право высказывать свое мнение об органах государственной власти, в том числе и в резкой форме. Судом не описано, каким именно образом, размещенное Картыжевым Ю.Д. высказывание, оскорбило человеческое достоинство и общественную нравственность.
Единственное лицо, упомянутое в комментариях, которые вменяются Картыжеву Ю.Д., - Владимир Путин, занимающий выборную должность президента Российской Федерации. Указанные комментарии представляют собой оценку Картыжевым деятельности Владимира Путина как выборного должностного лица и должны рассматриваться в совокупности с основными текстами, которые они сопровождали. Комментарии сопровождали ссылки на два информационных материала. Первый – новость о решении Правительства России предоставить Кыргызской Республике 30 миллионов долларов в качестве безвозмездной помощи[1]. Второй – видеоролик, в котором жителей Костромы спрашивали об их отношении к политической партии «Единая Россия» и Владимиру Путину. Видеоролик сопровождался просьбой помочь собрать деньги на реабилитацию 12-летнему ребенку с травмой опорно-двигательного аппарата. Картыжев был возмущен ситуацией, когда соседним государствам безвозмездно передаются колоссальные суммы денег, в то время как граждане России вынуждены просить помощи на лечение детей. Картыжев полагал, что это является результатом деятельности Владимира Путина и правящей партии «Единая Россия», что и обусловило резкость комментария.
Таким образом, действия Картыжева не носили хулиганского характера, не выражали не неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, а представляли собой выражение мнения по вопросам, представляющим очевидный общественный интерес и критику политики Владимира Путина на посту президента Российской Федерации, который в этом качестве должен быть терпим к критике граждан и избирателей, в том числе выраженной в резкой форме. Таким образом, комментарии Картыжева носили явно политический характер.
В соответствии с Декларацией о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации, принятой Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 2004 года, политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в средствах массовой информации; государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в средствах массовой информации в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий.
Считаю необходимым отметить, что судом не установлена неприличная форма комментария, не доказан хулиганский мотив Картыжева, не установлен факт оскорбления. В этой связи имеет значение то, что Владимир Путин не заявлял об оскорбительности для него комментария Картыжева, не обращался в установленном законом порядке с заявлением об оскорблении (по ст.5.61 КоАП) или гражданским иском о возмещении вреда, причиненного ему распространением порочащих и оскорбительных сведений.
Судом не описано, каким именно образом, размещенное Картыжевым Ю.Д. высказывание, оскорбило человеческое достоинство и общественную нравственность.
Суд даже не попытался установить баланс между правом Картыжева на свободное выражение мнения по вопросу, представляющему общественный интерес и необходимостью защиты авторитета государственной власти и репутации Владимира Путина. Наказание, наложенное на Картыжева, является чрезмерно суровым, штраф в размере 30 000 рублей субъективно крайне значительным, учитывая личность Картыжева и отсутствие у него постоянного заработка.
В этой связи считаю необходимым сослаться на Постановление Европейского Суда по делу «Эон против Франции», в котором наложение штрафа в размере 30 евро (около 2400 рублей) за пикет с плакатом "Отвали, идиот несчастный!", адресованным президенту Французской Республики, было признано неадекватным и нарушающим статью 10 Конвенции. Суд в очередной раз подчеркнул, что пункт 2 статьи 10 Конвенции не оставляет возможности для ограничения свободы выражения мнения в контексте произнесения политических речей и политической дискуссии, для которых свобода выражения мнения имеет особое значение, или по вопросам, представляющим интерес для общества. Границы допустимой критики в отношении политиков в связи с их политической деятельностью шире, чем в отношении остальных граждан.
Дата рассмотрения жалобы пока не известна.
[1] https://lenta.ru/news/2019/03/27/shedro/